загрузка...

Почему люди стали чаще ходить в театр

Почему люди стали чаще ходить в театр

Почему люди стали чаще ходить в театр.

“Это не ночной клуб, куда ходить одной неприлично, и не ресторан. Ходила и ходить буду”. Так на вопрос социологов ВЦИОМ “Вы ходите одна/один в театр?” ответила 23-летняя студентка из Казани.

72 процента из тех, кто посещает театр, ее поддержали. Их аргументация:
“Вы в музей, в библиотеку один ходите? Чем театр хуже? Там тоже надо думать и читать”.

Но главный итог опроса – россияне чаще стали бывать в театрах. Если в 2008 году в храмах искусства бывали 28% опрошенных, то в 2018-м – 48%.

В 2018 году театр посетили 40 миллионов человек – они побили советский рекорд посещаемости театров – 37 милилонов в год . Чаще других в театры ходят люди с высшим образованием (67%) и жители городов-миллионников (по 63-72% в каждом).

Любимым театром, куда хотят попасть все, назван Большой (12%). В топ-тройку популярных вошли “Современник” (6%) и Мариинский театр в Санкт-Петербурге (4%).

Также наиболее посещаемыми стали “Ленком”, Малый театр, МХТ, Театр на Таганке, Театр сатиры (по 3%), Театр имени Е. Вахтангова, театр Олега Табакова и мосаковский ТЮЗ (по 2%).

Однако каждый третий (34 %), не посещает театры, а если был в них, то “случайно”. А каждый пятый (18%) никогда не был в театре.

“Аудитория театров растет, но спрос опережает предложение. В этом одна из главных причин роста их посещений. Особенно остро театров не хвататет в регионах. И вот в небольших городах, не избалованных зрелищами, поодиночке в театры почти не ходят. Как правило, там культивируют коллективные выезды в мегаполисы, где есть театры”, – говорит социолог ВЦИОМ Кирилл Родин.  Также Родин отмечает тенденцию: провинциальный зритель яснее других формулирует, зачем он идет в театр.

“Театр не кино. Живая игра есть живая игра”, – отметил участник опроса из Кемеровской области.
“За живыми актерами. Где еще увидишь?” – вторит житель Архангельска.

Но самый развернутый ответ дала явно театралка со стажем из Глазова (Удмуртия): “Не важно, пошел ты на спектакль мэтра театральной сцены или в независимый театр, где молодые артисты играют свои пьесы. Важна живая, как клещ под кожу, эмоция между артистом, сценой и зрителем. Штука в том, что она или есть, или ее нет. В этом или возвышающий, или банальный обман театра. За тем и идем”.

В этом смысле самой любимой постановкой всех эпохи возрастов, по данным ВЦИОМ, остается балет “Щелкунчик” (6%). На втором месте “народного рейтинга” идет балет “Лебединое озеро” (5%). Третью строчку занимают спектакли “Мастер и Маргарита”, “Ромео и Джульетта”, “Юнона и Авось” (по 3%).

То есть вечная классика, когда-то доступная элите, как, впрочем, и театр, – место встреч избранных. В 18-19 веках в театры не пускали плохо одетую публику, даже купцов, если они в богато расшитых кафтанах, а не в дворянских костюмах. Теперь народ идет в театры в джинсах, футболках и поодиночке. И составляет свой, народный, рейтинг любимых театров и постановок.

9 апреля 2019